|
Калитин Сергей Вячеславович Кафедра "Информационные технологии" ХГАЭП Тел.: +7(4212)22-48-99 |
Традиционный способ контроля процесса обучения в образовательном учреждении заключается в использовании журнала успеваемости, находящегося у преподавателя.
Журнал обычно бывает в виде бумажной книги. В нем преподаватель отмечает присутствие посещение занятий обучающимися, их успеваемость и темы занятий (задания). Обучающийся (студент, школьник, гимназист) периодически нуждается в информации, размещенной в этом журнале. Не всегда обучающийся точно представляет, как в журнале отражён процесс его личного обучения. Ему также не ясно, какие темы занятий были в то время, когда он отсутствовал или какие темы и задания запланированы на будущих занятиях. Временами это приводит к потери связи обучающегося с процессом обучения, отсутствием возможности самоорганизации и самопланирования собственного процесса обучения.
Преподавателю в этой ситуации приходится тратить время на напоминание обучающимся о задолженностях (о несданных учебных работах), да и сами обучающиеся постоянно интересуются ходом их обучения, прося преподавателя показать журнал, чтобы сверить свою информацию о том, как они представляют свой процесс освоения учебной дисциплины с фактически отраженным в журнале успеваемости. Нередки случаи рассогласованности двух информаций: имеющихся у обучающегося и у преподавателя.
На синхронизацию информации, имеющейся у обучающегося и у преподавателя затрачиваются время и силы обоих сторон. Кроме того, традиционная система не позволяет обучаемому выполнять самоорганизацию (самопланирование) собственного процесса обучения, согласуя это с выполнением учебных работ (прохождением будущих учебных тем), будущих учебных занятий и сроками сдачи аттестационных работ.
Проблема высвобождения времени преподавателя от непроизводительных разговоров с обучающимися (многократные напоминания о графике учебного процесса, очередности выполнения аттестационных работ, наименований зачтенных и не зачтенных работ) тоже насущна.
Помимо указанного, реализация оперативного информирования обучающихся о процессе обучения могла бы стать действенным инструментом для формирования и укрепления у обучающихся навыков самообучения, самоконтроля и самоорганизации.
Поэтому решение проблемы оперативного отображения успеваемости в образовательном учреждении важна как для обучающихся, так и для преподавателей.
Для решения проблемы оперативного отображения успеваемости (оперативного информирования обучающихся) в образовательном учреждении была сделана попытка создания модели электронного журнала.
При создании модели были поставлены следующие задачи:
По аналогии с обычным бумажным журналом успеваемости был сделан электронный журнал в программе MS Excel. Преподаватель имел к электронному журналу полный доступ, обучающиеся имели доступ только для чтения. Обычный журнал, в случае необходимости, мог быть получен распечаткой электронного журнала на бумажных листах.
Испытания модели проходили в течение одного семестра в нескольких учебных группах студентов ХГАЭП.
По результатам испытаний проводилось анкетирование учащихся и преподавателей о полезности новой модели.
Большинству студентов модель понравилась. Они отмечали ее удобность, наглядность, возрастание уровня собственного контроля (самоконтроля) за успеваемостью. Возможность заранее выполнять лабораторные работы и знакомиться с предстоящими лекциями. Были и безразличные к этой новинке, но противников небыло.
Преподавателями было отмечено возрастание лидерских и соревновательных настроений в учебном коллективе, повышение уровня самостоятельности и самооценки студентов за счет непрерывного наблюдения уровня роста собственной успеваемости.
Наряду с этим преподаватели отметили возрастание собственной нагрузки и напряжения за счет смены традиционных навыков ведения бумажного журнала (например, необходимости постоянного внесения изменений в электронный журнал, который надо было постоянно иметь не только на практических занятиях, но и на лекциях), а также большими затратами времени на работу с электронной почтой.
Поскольку предложенный метод взаимодействия с обучаемыми имел важные положительные итоги, было решено продолжить эксперимент и создать новую модель электронного журнала в образовательном учреждении.
Было решено изменить (реконструировать, откорректировать, модифицировать, переделать) модель электронного журнала в образовательном учреждении.
Поскольку то, что было предложено для обучаемых имело только положительные результаты, а для преподавателей – как положительные, так и отрицательные, было решено отказаться от всего, что давало отрицательный результат.
Задача реконструкции модели была поставлена так, что если обучающимся нужен электронный журнал, то пусть они его и ведут, а если преподавателю он не нужен, то пусть он его не ведет, но пользуется его результатами.
Проблема высвобождения времени преподавателя в новой модели была решена за счет прекращения заполнения электронного журнала и возврата к более мобильному, удобному и традиционному – бумажному журналу.
Файл электронного журнала был создан по аналогии с прежним, но с той лишь разницей, что –
Новая модель электронного журнала в образовательном учреждении была названа Вариант 2 "Самоконтроль" и выглядела следующим образом – см. Рисунок 1.
Рисунок 1. Модель электронного журнала в образовательном учреждении (Вариант 2 "Самоконтроль")
Модель содержала -
Технология работы с электронным журналом выглядела следующим образом -
Преподаватель заполнял журнал вначале семестра (расставлял даты занятий, корректировал названия занятий) и открывал к нему доступ студентов. Текстовые материалы, необходимые для учебной дисциплины, как правило, уже подготовлены и изредка корректируются и модифицируются.
Студенты могли видеть даты занятий, темы и перечень аттестационных работ. Остальные учебные материалы – самые новые они могли брать в электроном виде из специального раздела локальной сети, а старые – из вузовской библиотеки.
Преподаватель вел традиционный бумажный журнал. При защите очередной аттестационной работы говорил студенту об этом, и студент самостоятельно отмечал это плюсом в электронном журнале. Статистика формировалась автоматически, см. Рисунок 2.
Рисунок 2. Статистика электронного журнала в образовательном учреждении (Вариант 2 "Самоконтроль").
Доступ к редактированию данных был открыт только студентам одной группы, но результаты могли видеть студенты всех групп.
Рассмотренная модель электронного журнала не застрахована от вандализма некоторых студентов и искушения у них проставить себе дополнительные плюсы. Для исключения этого преподаватель всё равно должен иметь свой традиционный журнал, данные которого не зависят от электронного журнала, поэтому искажение реальных данных в электроном журнале студенту не выгодно.
1. Перед началом семестра преподаватель заполняет синие клетки на листах: "Лабораторные" и "Индивидуальные". Надо вписать даты, номера лабораторных работ, список рекомендованных источников и темы лабораторных работ. Лучше если каждая описание каждой лабораторной работы заранее будет на электронном носителе и расположено в одной и той же папке в локальной сети вуза рядом с электронным журналом.
2. Защитить каждый лист (Сервис/Защита/Защитить лист/ОК). Пароль можно не ставить, потому что студенты быстро понимают, что им менять данные или портить журнал не выгодно.
3. Открыть общий доступ к файлу журнала (Сервис/Доступ к книге/вкладка Правка/установить флажок Разрешить изменять файл нескольким пользователям одновременно).
4. Сохранить файл в локальной папке, с полным доступом для студентов.
1. Традиционный способ контроля процесса обучения в образовательном учреждении, заключающийся в использовании журнала успеваемости пока не мог быть заменен электронным журналом, так как имеет свойств мобильности и простоты заполнения.
2. Модели электронного журнала оказались полезными для организации учебного процесса и одобрены обучающимися из-за возможности в любое время узнать календарь занятий, темы учебных и аттестационных работ, уровень собственной успеваемости и соотнести его с успеваемостью своих сокурсников, возможностью самоорганизации и самоконтроля.
3. Преподаватель избавлен от непроизводительных разговоров с обучающимися по поводу графика учебного процесса. Вся необходимая информация по этим вопросам заранее вносится в электронный журнал.
4. Электронный журнал может быть полезен не только для обучающихся и преподавателей, но и для администрации учебного учреждения как источник оперативной статистической отчетности об учебном процессе, а также для родительского контроля (если таковой потребуется).